понедельник, августа 20, 2012

Перевал

"Собственно перевал начинается от Пьяного ручья, бурный поток которого дорога пересекает, едва свернув от реки Титовки. Как вы понимаете, название Пьяный имеет непосредственное отношение к хмельным напиткам, а больше всего к "ворошиловке". Так раньше у военных называли краденый спирт (ворованное "шило").

Дорогу через перевал торили монахи Печенгского монастыря. Была она пешеходно-конной и до тридцатых годов нашего века устраивала людей. А затем на перевал пришли военные, технике которых дорога не соответствовала, и сюда направили 14-й саперный батальон с несколькими тоннами динамита. Солдаты вручную долбили в граните углубления, закладывали в них взрывчатку и взрывали скалы, чтобы сделать дорогу крепче и ровнее.

В 1940 году через перевал прошел первый танк. За ним ехала знаменитая "полуторка". У печально известного авариями поворота под названием "не забудь повернуть" она сорвалась с обрыва в озеро и стала первой в истории техникой, потерпевшей крушение на перевале.

В годы войны перевал был у фашистов. Они выровняли полотно и построили еще одну тыловую дорогу, которая выходит к хребту Муста-Тунтури. Отступая в сорок четвертом, егеря в нескольких местах взорвали скалы. Таким перевал предстал перед бригадой ПВО, передислоцированной на Средний и Рыбачий в шестидесятые годы.

Дорога была жуткая. На самой проходимой технике 14 километров перевала путники преодолевали за полтора часа. Происходили аварии, гибли люди. Что сделал русский человек, чтобы положить этому конец? Кто сказал "привел дорогу в порядок"? Нет, конечно.

В шестидесятые, семидесятые, восьмидесятые годы все машины, которые шли через перевал со стороны Титовки, неизменно останавливались у ручья, где принято было пропустить по одной за благополучное преодоление препятствия. Так и стал ручей Пьяным. "


М.Г. Орешета "Осиротевшие берега"


Посмотреть на Яндекс.Фотках


От Пьяного ручья дорога почти сразу начинает забирать круто вверх и меняется покрытие - на смену песку с камнями приходят камни разной степени зубодробительности. Очень хорошо заметна высотная поясность - на смену одним растениям приходят другие, деревья мельчают, а затем и вовсе исчезают. 



Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Через каких-то полчаса оказался в высокогорной тундре. И тут мозг начал просто взрываться от нереальности открывающейся картины. Цвета, линии - всё такое чёткое и контрастное, как будто нарисованное. Ощущение, что попал на луну, или в какую-то фантастическую картину.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

 Постоянно хочется остановиться и пройтись по этому лунному пейзажу пешком. Пару раз не сдерживаюсь. Несмотря на рльеф, камни и постоянную сырость под ногами, идётся легко - ноги сами несут. Опомнился только потеряв из виду дорогу и велосипед. Хорошо хоть не менял направление - вернуться труда не составило. А вот ориентироваться в этой пустыне сложно - расстояния и размеры предметов неверно воспринимаются из-за непривычности глаза к такой природе.
 Ближе к вершине перевала дорога уходит в облако, становится неуютно, холодно и сыро. Окружающая картина становится окончательно сюрреалистичной.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

 Деревянный крест, разрывающий клочья тумана, вынырнул из-за поворота, когда я уже устал подыматься. Вершина перевала. Несмотря на небольшую высоту, вымотал меня этот перевал сильнее, чем многие памирские перевалы на 4000 и выше. После вершины дорога петляет между чередой озёр. Заметив натоптанную тропку, сворачиваю в сторону.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Отворотка упирается в ручей, который я перешёл по камням, оставив велосипед. Дальше начинается заросшая дорога в гору, прилепившаяся к боку скалы. Внизу - окопы и остатки укреплений, какой-то металлолом времён войны.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Несмотря на то, что подъём пологий - через пару сотен метров погружаюсь в туман, видимости в котором всего на несколько метров. Гора выполаживается, сворачиваю с дороги вверх, в гору. Ещё через несколько десятков метров ветром вдруг рвёт передо мной туман, и я вижу, что стою почти на отвесном обрыве, достаточно высоко над озером. Зрелище жутковатое и сюрреалистичное. На несколько минут залипаю, потом всё снова скрывается в тумане - иду обратно, идти над пропастью на ощупь особого желания нет.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Дорога вниз с перевала оказывается не намного легче дороги вверх - приходится постоянно притормаживать изза выскакивающих на дороге в самых неожиданных местах. булыжников и резких поворотов. Скалы здесь уже другие - как кровь павших воинов выступают везде красные гранитные жилы.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Первый попавшийся мне снежник:

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

После очередного поворота появляется вдали полуостров Средний, подымающийся из моря в облака. Тут же, на повороте, в вечной тоске застыл памятник бойцам, погибшим на скалах Муста-Тунтури.


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

 Высота сбрасывается, но теплее не становится. Чуть-чуть теплее становится только уже почти у самого моря, когда дорога сворачивает в местный лес - заросли ерника. На самом деле и это холодно, но сырость здесь уже только снизу и не такая промозглая. Когда-то по этой дороге проходил древний волок, который помнит ещё дракары викингов. Волок был достаточно короткий и безопасный относительно обхода вокруг полуостровов, из-за тянущихся вдоль дороги озёр тащить суда приходилось не всю дорогу - часть они  шли по воде.
А вот на велосипеде я впервые начинаю привыкать к тому, что половина дороги покрыта лужами, бесконечными пересекающими дорогу ручейками.
Через полчаса попыток сохранить ноги сухими понимаю тщетность этих усилий, и дальше штурмую водные препятствия "вплавь".


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Древний волок:

Посмотреть на Яндекс.Фотках








Комментариев нет: