понедельник, декабря 24, 2012

Прогулка в морозильник

Собирались в эти выходные сходить с Димой и Вовой в поход от Великорецкого до Медян на лыжах, дело для меня лично новое. Хотелось понять, как оно - зимой в походе, ну и проверить и себя и снарягу на пригодность к зимней эксплуатации. В процессе сборов у Димы что-то не срослось со свободным временем, н к нам присоединился Олег. Ну и ещё в первоначальные планы изменения внесла погода - похолодало, поэтому маршрут тоже поменяли на более близкие места с финишем на Советском тракте, откуда можно без проблем выехать в город, не ожидая по полдня автобус на остановке.

Выгрузились из автобуса на Чепецком повороте, собрались, практически сразу же начали штурмовать петляющую по полю речку Полой. Чтобы не скакать каждые 10 метров вверх-вниз по берегу - оставили её на время в стороне, пошли напрямую по полю. Снега немного, он лёгкий - шлось легко. Поразила слышимость в морозном воздухе - погрузчик на пилораме где-то в километре с лишним было слышно так, как будто он стоит прямо за спиной.

Пасмурная погода начала исправляться, показалось низкое зимнее солнце. Попробовали спуститься на лёд, пргошли по реке не так уж много, отказались от идеи идти по льду из-за частых завалов и подозрительного местами состояния льда. По заячьей тропе пересекли лес, наткнулись в поле на навес со скамейками - остановились попить чаю с плюшками.

Морозы превратили совершенно банальные перелески и поля во вполне себе сказочное зрелище: на деревьях, на траве - на всём кружева инея. Плюс солнце к тому времени уже начало это всё подсвечивать. Пока идёшь - мороза особо не чувствуется, особенно пока идёшь по солнечной стороне поля. Дальше долина речки потихоньку перешла в болото, а затем - наш берег уткнулся в кусты, пришлось переходить на другой. Там сначала наткнулись на небольшой "ёлочный базар" - кучу маленьких пушистых ёлочек, а потом - на лыжню, по которой и пошли дальше.

Пока шли в тени - ощущалось, что на улице всё-таки морозно, ниже -25 то точно. Лыжня вскоре свернула в сторону, потом мы пересекли ещё одну - я так понимаю, ведущую из Шутовщины в Сандаловы. На карте она была, кстати, обозначена как дорога. Вскоре после этого уткнулись в лес со всех сторон, свернули от речки на юго-запад и пошли сквозь лес напролом. Траектория лыжника в лесу - достаточно забавное зрелище. На метр вперёд наматывается по паре метров в сторону.

На штурме очередного бревна Олег расщепил пятку своей видавшей виды лыжи, которая была починена, ввиду негнучести пластыря, скотчем. В дальнейшем скотч размошился, но до конца похода выдержал. Из лесу выбрались, когда солнце уже клонилось к закату. На краю поля остановились попить ещё раз чаю. Красота, ветра нету, снег розовеет в закатных лучах. Стоять почти не холодно. Но, например, нарезанное мясо замёрзло так, что к языку и губам его прихватывает, как железяку. Вспомнили про пропущенный запланированный обед, но решили его перенести ближе к ужину.

На поле снег местами слежался до такой плотности, что выдерживает лыжника под рюкзаком. А когда по полю выбрались на самый высокий пупырь - во все стороны открылся вид на миллион баксов - во все стороны, сколько хватает обзора - покрытые куржевнем леса и поля, залитые шикарнейшим закатным светом. Очень жаль, что нормальный фотоаппарат с собой взять не получилось.

Пока немного отстал, пытаясь хоть что-то сфотографировать, заметил ещё одно зрелище - облачка дыхания идущих впереди спутников низкий солнечный свет превращал в некое подобие огненных сполохов.

Ближе к лесу нашли лыжню, которая уходила, вроде бы, в нужном нам направлении в лес. Как выяснилось позже, нашли мы её на свою голову - лыжня петляла по зарослям, местами едва различимая в сумерках, я разок хорошенько навернулся на скользких ветках, надел фонарик, правда большой пользы от него не было - лыжня вскоре кончилась посреди леса - дальше снова пошли по азимуту. Иногда попадались полянки с зарослясми молодняка. Уже практически в темноте выбрались на нужную нам поляну. Оттуда тянулся укатанный снегоходный след, петляющий между лесом и полузаброшенными садами.

Половинка луны светила достаточно ярко, но по снегоходке получилось даже немного разогнаться, пришлось достать фонарик. В одном месте разогнался я вниз под горку совершенно самонадеянно, за поворотом обнаружилась канава. Торможение на пластиковых лыжах и не особо дающих над ними контроля "Азимутах" успеха не имело - пришлось валиться набок. В падении весьма болезненно потянул ногу в лодыжке, окончательно утвердившись в мысли, что надо менять крепления и ботинки на бэккантрийные. Дальше поплёлся в хвосте.

Снегоходка сменилась расчищенным местами до земли зимником, сколько то проехали по нему. Решили сделать привал, приготовить запоздалый обед и поесть. Дальше достаточно быстро пришло осознание, что на улице весьма и весьма холодно. Для начала не получилось зажечь Джетбойл - замёрз газ, потом выяснилось, что налитый в чашечку примуса керосин не зажигается от зажигалки. Примус после некоторых плясок с бубном удалось разжечь, начали топить снег, тем временем Вова разжёг небольшой костерок, на нём отогрели газ, и начали топить и в Джетбойле тоже. Тем временем я неудачными попытками раскочегарить примус посильнее, потушил его - на морозе он стаёт сильно капризнее к регулировкам, чем в тепле.

Время близилось к 8 вечера, осознали, что температура явно за -30, решили тут в лесу и вставать.  Выбрали ровное место под палатку в стороне от валящихся деревьев. Ну а дальше - дрова, ужин, чай. С той только поправкой, что из-за холода нужно или стоять рядом с костром, или пилить дрова - отход более чем на 5 метров от костра быстро приводит  в чувство.

Потом начали забираться в спальники. Момент, когда снимаешь куртку и ботинки, но ещё не залез в спальник - бодрит неимоверно. Сильнее бодрит, аверное, только момент, когда утром в эти самые ботинки залазишь обратно. Спалось, как ни странно, отлично. Единственное - сначала высунул из балаклавы нос и проснулся от того, что он адски мёрзнет. После чего закутался в балаклаву с носом, смирившись с необходимостью дышать сквозь сеточку. Как ни странно, коврик-надувастик, не расчитанный на такую погоду - не сдулся, и на нём даже было вполне тепло - не так тепло, как дома на диване, но спина не мёрзла.

Утром проснулись тем же составом, чтол и заснули, что при такой погоде не может не радовать. Потом было обсуждение, во сколько вставать, и вставать ли вообще, или ну его нафиг. Со стенок палатки местами свисали снежные нитки - надышали мы за ночь изрядно. Олег затопил джетбойл, баллон от которого он ночью отогревал в спальнике. Я вовремя успел отряхнуть снежный конденсат, которым покрылся капюшон спальника, пока он не начал таять.

На улице было не теплее, чем в предыдущий день, солнце на нашу полянку ещё не добралось. Чтоб согреть ноги - немного пробежался по дороге. Вокруг - красотища, местами солнце уже подсветило сосны.

Позавтракали, скорректировали планы на день - добраться до остановки вместо продолжения маршрута. Потом собрались, залили термос горячего чаю на случай долгого сидения на остановке, и выдвинулись в путь. Дорога пошла укатанная почти до состояния льда - лыжи на ней таскает в стороны и заворачивает - удовольствия от езды никакого, да и скорости тоже. Кто раньше, кто позже - пошли ногами.

К остановке вышли ровно через несколько секунд после того, как от неё отошёл автобус. Следущего ждали минут 40, успели допить чай и упаковать лыжи. Пришёл холодный ПАЗик, но даже в нём относительно улицы ТЕПЛО! И можно сидеть без перчаток! Выслушали от кондукторши, что её от одного взгляда на нас от  холода передёргивает.

Под разговоры почти незаметно доехали до города и разбрелись по домам. Впечатления от прогулки остались строго положительные - всё было круто! Вове с Олегом - огромное спасибо за компанию и опыт! Желание ходить на лыжах в походы зимой окрепло окончательно. Полученные впечатления окупают все неудобства. Ну и напоследок - трек похода, вдруг кому пригодится.